О Масутацу Ояме и о создании киокушинкай карате  


Биография
Юность
Масутацу Ояма родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Его настоящее имя Енг И Чой.
история всех имен и псевдонимов Мас Оямы
Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось труднее чем он думал, тем более что корейцы обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих.

Несмотря на тяжелый период в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом. Однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ(Okinawa karate). Это заинтересовало его, и он поехал в доджо(dojo) Гичин Фунакоши(Gichin Funakoshi) в Университете Такушоку(Takushoku), где он изучил то, что сегодня известно как Шотокан(Shotokan) Каратэ.

Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он стал вторым дан, а к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию, в 20 летнем возрасте, он получил четвертый дан. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого дана в дзюдо.
Становление Мастера
После поражения Японии во Второй Мировой войне, Мас Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. К счастью для нас, Co Нeй Чу уже вошел в его жизнь.

В то время мастер Со, кореец, земляк Оямы, живущий в Японии, был одним из лучших мастеров Годзю Рю (Goju Ryu). Он был известен, своей физической и духовной силой. Именно он поощрял Мас Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути. Он предложил, чтобы Ояма уединился от общества и в течение 3 лет занимался тренировкой духа и тела.

В 23 летнем возрасте Мас Ояма встретил Эйджи Йошикаву(Eiji Yoshikawa), автора романа “Мусаши”(Musashi), основаного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Мас Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл.

В тот год Ояма отправился на гору Минобу(Minobu) в Префектуре Чиба(Chiba), где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю(Nito-Ryu). Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Йошикавы. Студент по имени Яширо(Yashiro) пошел с ним.

Одиночество очень тяжело переносилось, и после 6 месяцев тренировок Яширо тайно сбежал ночью. Это тяжело сказалось на Ояме, и желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Со Ней Чу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии.

Однако, вскоре, человек, снабжавший Ояму средствами на проживание, информировал его, что не способен больше поддерживать Ояму и вот, после четырнадцати месяцев, Ояма был вынужден закончить свое уединение.

Через несколько месяцев, в 1947 году, Мас Ояма выиграл Первый, после Второй Мировой войны, Всеяпонский турнир по каратэ. Однако он все еще чувствовал в душе пустоту из-за того, что не смог провести три года в уединении. И тогда Ояма решил полностью посвятить свою жизнь каратэ.

Так что он начал снова, в этот раз на горе Киeзуми (Kiyozumi), также в префектуре Чиба (Chiba). Это место он выбрал для своего духовного подъема. Теперь его тренировки были фантастичными по нагрузкам — по 12 часов в день, каждый день без дня перерыва.
Стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни руками, используя деревья как макивару(makiwara), совершая сотни отжиманий он закалял свое тело. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:
• 4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
• 7 часов утра - приготовление пищи.
• 8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
• 9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1. поднять 20 раз шестидесяти килограммовую штангу;
2. отжаться на пальцах 20 раз;
3. отжаться в стойке на руках 20 раз;
4. подтянуться на перекладине 20 раз;
5. нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
• 11 часов утра - выполнение ката.
При этом ежедневно выполнять по 100 раз какую-либо одну ката. Hапример, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
• 2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесяти килограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
• 3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
• 5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
• 6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.
Показательные бои
Тем не менее для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч". Быкография Мас Оямы + видео

В 1950 году, основатель (Sosai) Мас Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки “шуто” (shuto). Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. В самом деле, как должны были реагировать американские зрители, когда заезжий мастер колол, будто фарфоровые, огромные булыжники, сносил горлышки пивным бутылкам, и бутылки при этом не падали, бил себя молотком по костяшкам пальцев, пробивал руками и ногами толстенные доски, уложенную в пятнадцать-двадцать слоев черепицу и лежащие друг на друге три-четыре кирпича? Ояма путешествовал по Соединенным Штатам в течение года, демонстрируя свое мастерство каратэ вживую и по национальному телевидению.

В течение последующих лет, Ояма вызывал на поединок мастеров различных видов боевых искусств, в том числе и боксеров, и провел 270 поединков с различными бойцами. Все известные победы и поражения Сосая Оямы

Большинство бойцов было побеждено одним ударом! Борьба никогда не продолжалась больше трех раундов, и очень редко продолжалась больше нескольких секунд. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как “Рука Господа” (Godhand), как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно).

Киокушинкай
В 1953 году, Мас Ояма открыл свой первый доджо (Dojo) в Медзиро (Mejiro) в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный доджо был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио (Rikkyo), в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Доджо (honbu dojo). К 1957 году было 700 членов, несмотря на большое количество не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. Практики других стилей приезжали в доджо Мас Оямы, чтобы обучиться здесь полноконтактной борьбе.

Один из первых инструкторов, Кенджи Като, говорил вновь прибывшим специалистам других стилей, чтобы соблюдалась техника других стилей, и изучались любые приемы и методы, которые "были бы хороши в реальной борьбе ". Это и было то каратэ, которое развивалось Мас Оямой.

Он брал методы и приемы из всех боевых искусств и не ограничивал себя одним каратэ. Члены доджо Оямы серьезно подходили к изучению боевых приемов, видя в этом прежде всего искусство ведения боя. Небольшие ограничения были введены при проведении кумитэ – удары в голову наносились открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах были разрешены. Раунды кумитэ продолжались до объявления полного поражения. Травмы были обычным явлением, и отсев учеников был очень высок (более чем 90 %). Ученики не имели никаких снисхождений независимо от их официального должностного статуса, каждый получали то, что он заслужил.

Теперь наконец-то можно было подумать об открытии собственной школы.Ояма приступил к созданию новой школы каратэ - Киокушинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо.
Мировой центр школы Мас Оямы был официально открыт в июне 1964 года, и было принято название Киокушин, имеющее значение - " Окончательная истина ". С тех пор, Киокушин распространился больше чем по 120 странам мира, и на настоящий момент зарегистрированных членов IKO, более 12 миллионов, то есть это одна из самых больших организаций Боевого искусства в мире. Среди известных всем людей, из мира Киокушин: Шoн Коннери (Sean Connery) - Почетный первый дан (shodan), Дольф Лундгрен третий дан(sandan) - Чемпион Австралии в тяжелом весе, Президент ЮАР Нельсон Мандела - Почетный восьмой дан (hachidan), Австралийский Премьер-министр Джон Говард - Почетный пятый дан (godan), которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин доджо в Сиднее в июне 1988 года.

Hо что это - триумф нового учения? Hет, скорее оптимальная реализация всего наследия кэмпо, бессмертных заветов старых мастеров. Сам Ояма не скрывал эклектической направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных воинских искусств и прежде всего от узкосектантского подхода, он предпринял генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием с целью отобрать необходимые для своей системы элементы. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность.

Ояма ввел множество новых, заимствованых и изобретеных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ, хотя в его разработках мы и не найдем стройной системы, увязанной с философскими и космогоническими моделями, какой могли похвастаться старые континентальные школы. В области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Стремясь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзэнской логики и реальностью современной жизни, он подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в Дзэн не противопоставлено существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти к нему можно лишь преодолев антиномии жизнь-смерть и победа-поражение. Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, моку-со.

И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- пронзание ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.


Достижения
Все описанные действия относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе Киокушинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера цигун.

Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Однако Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и художественных. Hо что особенно важно - его питомцы побеждают на чемпионатах. И не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём.
Конец?
Печально, но в апреле 1994 года в 70 летнем возрасте основатель Киокушин каратэ Мас Ояма умер, от рака легких, хотя не был курящим.
Он оставил отвечать за организацию, в то время 5-ого дана, Шокея Мацуи.

Это обстоятельство привело к многим политическим и экономическим разногласиям во всем мире Киокушина, которые спустя десятилетие все еще актуальны. В результате произошел раскол Киокушина, во многом подобный расколу в Шотокан. Теперь, кажется, каждой группа, будет утверждать что они "одни и только" истинные наследники Киокушина Мас Оямы, духовно или даже материально. Один из руководителей Киокушина в Австралии Гарри Роджерс даже предположил в шутку, что возможно Мас Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!

Однако разумно предположить, что все группы Киокушин, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Мас Оямой. Возможно, организации Киокушин будут жизнеспособными, и как во всех хороших школах, некоторые из последователей, в конечном счете, оставляют дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991году Стив Арнейл в Великобритании.

Другие, такие как Сигейру Ояма (Shigeru Oyama) в США, пошли дальше, создав и развивая свой собственный стиль, основанный на принципах Киокушин каратэ.
Система требований Кёкусинкай - одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса. Цвет пояса означает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизирует чистоту и незнание, оранжевый - рождение, голубой - цвет неба при восходе солнца, желтый - восход солнца, зеленый - распускающийся цвет, коричневый - зрелость, черный - мудрость. Примечательно, что основатель школы Кёкусинкай М. Ояма награжден от имени IKO единственным высшим 10 даном.

Система поясов
Сенпаи Сенсеи Шиханы

1 дан 2 дан 3 дан 4 дан 5 дан 6 дан

Старшие ученические пояса

6 кю 5 кю 4 кю 3 кю 2 кю 1 кю


Младшие ученические пояса

0 кю 10 кю 9 кю 8 кю 7 кю

Завязывание пояса

Пояс независимо от того, какого он цвета, плохо завязанный, свидетельствует о нижайшем уровне каратиста. Следите за состоянием Вашей формы, за тем, чтобы узел был затянут как следует и не развязался во время тренировки. Если же это случится, тотчас же остановитесь и завяжите его.
Отведите пояс с обеих сторон за спину, стягивая, протяните оба конца вперед - они должны быть одинаковыми по всей длине. Затем свяжите их на животе плоским узлом - концы должны остаться равными 15 - 20 сантиметров


Киокушин в России.
Киокушин в России

Организатором и первым руководителем российского Киокушин каратэ был Александр Танюшкин, в 1994 году отошедший от истинного Киокушина, и ни разу не тренировавшийся у японцев, родоначальников Киокушин каратэ.

Под руководством А.Танюшкина несколько лет подряд проводились Всесоюзные сборы Киокушин каратэ. Но в результате нежелания А.Танюшкина считаться с растущим мастерством регионов руководители региональных отделений Киокушин каратэ самостоятельно вышли на основателя Киокушин каратэ – Мас Ояму, который направил в 1990 году своего ученика Хацуо Рояму и 20 обладателей черных поясов в Киев, где был проведен турнир и семинар, в котором А.Танюшкин не стал принимать участия.

С 1991 году центр развития Киокушина в России переместился на Восток в Хабаровский регион, где под руководством Евгения Исакова начал формироваться истинный Киокушин – пришедший к нам непосредственно из Японии от инструкторов IKO (International karate organization), направляемых в Россию самим Оямой.

После смерти основателя Мас Оямы в самой Японии произошло разделение IKO на два лагеря (Нишиды и Мацуи), в результате чего во всем мире руководители регионов самостоятельно приняли решение в какой из организаций им быть.

В Японии до сих пор идет судебное разбирательство касающееся раздела IKO, в котором принимают участие сторонники Нишиды, сторонники Мацуи и семья Оямы.

Оптимисты предрекают неизбежное объединение Японского Киокушина в единую структуру, пессимисты убеждены, что ниодна из групп претендентов на преемственность IKO, не пойдет на компромисс потому, что речь идет о больших деньгах оставшихся в организации после смерти Оямы.

Россию также не миновала эта участь, тем более что после нескольких лет бурного становления истинного Киокушина в России появилось несколько высококлассных мастеров претендующих на лидирующее положение. И в результате внутренних разногласий среди представителей российского отделения IKO, произошло разделение Киокушина в России на сторонников Нишиды и сторонников Мацуи.

В настоящий момент в России как и в странах СНГ существюе четыре организации считающие себя продолжателями традиций Киокушинкай каратэ. Это представители ИКО ветви Нишиды во главе с Шабановым Юрием, представители ИКО ветви Мацуи, не имеющие на настоящий момент одного единого лидера, представители Стива Арнейла (ИФК) во главе с Танюшиным Александром в настоящий момент не имеющие никакого отношения к истинному Киокушину, а также представители недавно созданного ИКО 3 во главе с Якуниным Сергеем .

По каждому из направлений Киокушинкай каратэ в настоящий момент проводятся свои турниры всех уровней вплоть до чемпионатов мира.

Наиболее соответствуют духу Кокушина соответствуют ветви Нишиды и Мацуи которые до последнего дня жизни великого мастера Масутацу Оямы были вместе с ним и являются истинными продолжателями подленных традиций Киокушинкай каратэ. КАРАТЭ-ДО — лучшая подготовка школьника.
В начале немного истории. В середине девяностых годов XIX столетия на острове Окинава в школах проводились медицинские осмотры. Врачи были поражены тем, что занимающиеся каратэ дети резко отличались от других учеников великолепной физической подготовкой, пропорциональностью телосложения и прекрасным здоровьем.
Великий мастер и пропагандист каратэ Итосу Анко писал: «Обучение каратэ воспитывает в детях храбрость и доблесть, а потому должно быть использовано в наших начальных школах.
ЧАСТЬ 1.
Восточные единоборства — как необходимая часть школьной программы.
Помните всегда, что сказал герцог Веллингтон после победы над императором Наполеоном: «Сегодняшняя наша победа была сначала достигнута воспитанием дисциплины на игровых площадках наших начальных школ».
Призывы старого мастера были услышаны. С 1902 года каратэ было включено в программу физической подготовки всех школ Окинавы. Чуть позже, в 1908 году, японский парламент принимает закон об обязательном обучении кен-до (фехтование на мечах) в средних школах.
Благосклонность властей во многом объясняется тем, что во время японо-китайской и русско-японской войн, где победителем в обоих случаях стала Япония, успех в сражениях зачастую был обеспечен прекрасно подготовленными солдатами, ранее занимавшимися каратэ и другими видами боевых искусств. В Европе и Америке, где до этого было пренебрежительное отношение к азиатам, теперь заговорили о физической выносливости, силе духа и мужестве, которыми обладают «крошечные японцы». Тем более, что до этого европейцы больше уделяли внимание наращиванию технической мощи, вооружению. Но, как говорит Инадзо Нитобэ в своей книге «Бусидо», «Самые совершенные ружья и пушки не стреляют по собственному почину; самые современные системы подготовки не сделают из труса героя. Нет нужды повторять избитые слова о живом духе, без которого никакая деятельность не приносит результатов».
Итак, боевые искусства были взяты японцами на вооружение (в прямом и переносном смысле), в качестве системы физической подготовки, а также системы подготовки морально-волевых и этических качеств, в свои учебные заведения.
Теперь переходим в наше нелегкое время на наши российские просторы.
Система физического воспитания в нашей стране оставляет желать лучшего и нуждается в кардинальной перестройке.
Не секрет, что физической подготовке детей (и взрослых также) уделяется очень мало внимания. Между тем ориентировочная норма двигательной активности школьников 11 — 15 лет, соответствующая биологической потребности составляет 21 — 30 тысяч шагов (по Сухареву А. Г. 1972 г.). Не каждый ученик может похвастаться тем, что он делает столько движений в день. Особенно, если после сидения на уроках в школе, он продолжает сидеть дома у экрана компьютера или телевизора. Вот что пишет И. Н. Усов в справочнике педиатра: «Отставание в движениях есть отставание в общем развитии. (Эти слова должны стать лозунгом и руководством к действию в каждой школе и других учебных заведениях. — А.С.) Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем». Проблему дефицита физической активности должны решать школьные занятия физкультурой и спортивные секции.
Еще в 1969 году Международный совет спорта и физического воспитания издал специальный «Манифест о спорте», в котором сделана попытка определить время на занятия физическими упражнениями в школе. Оно должно составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Какая школа может похвастать ежедневными занятиями физкультурой от 1 до 2 уроков.
Итак, времени, отведенного занятиям физкультурой в школе, недостаточно. Кроме того, многие дети неохотно занимаются на уроках физкультуры. На вопрос: «Почему они не хотят заниматься?» — они отвечают: «Не интересно».
И, наконец, сама школьная программа обучения стара и консервативна, требуя от учителя обучать «всему-понемногу». При этом невооруженным взглядом видно отсутствие взаимосвязанности изучаемых видов спорта.
Давайте совершим еще одну экскурсию в историю. Древнюю Грецию считают родоначальницей спорта. (Еще бы — олимпийские игры!). Все виды спорта, культивирующиеся в Древней Греции, служили единственной задаче — подготовка воина. Иными словами все спортивные дисциплины можно считать отдельными звеньями системы по подготовке всесторонне физически развитого человека. А в наше время они преподаются как отдельные самостоятельные дисциплины, ставящие задачи поставить рекорд или выиграть игру. При этом упускается их прикладное значение в общей системе физического развития. Конечно, сейчас другие времена и каждый вид спорта имеет право на жизнь. Но для всестороннего физического развития ребенка необходима система, органически включающая в себя все основные виды спорта. Восточные единоборства (я выделил их них каратэ-до и дзюдо) полностью отвечают этим критериям.
«Восточная система физических упражнений, дошедшие до нас из многовековой давности, являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который в наш век прагматизма, погони за сиюминутным успехом позволяет осмыслить более далеко идущие цели и предлагаемые результаты самосовершенствования». (В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев «Нетрадиционные виды гимнастики»).
Являясь стержнем системы, восточные единоборства включают в себя: бег, гимнастику, акробатику, тяжелую атлетику, подвижные игры и, конечно, непосредственно само единоборство. Ребенок будет знать назначение бега или необходимость умения отжиматься от пола, не теоретически («Это нужно тебе для здоровья»), а применимо к освоению системы единоборства. Кроме того, восточные единоборства пользуются до сих пор большим интересом, чего не скажешь о некоторых других видах спорта. Поэтому на занятиях карате-до или дзюдо дети с большим желанием будут бегать или делать те же кувырки, чем на обычном уроке физкультуры. Авторы книги «Нетрадиционные виды гимнастики» приходят к выводу: «Национальные феномены культуры, дошедшие до наших дней в виде различных систем физических упражнений, можно и нужно использовать в современной практике физического воспитания школ». К ним присоединяется и К. М. Барский — один из авторов сборника «Дракон спускается на землю».
«В процессе систематических тренировок у детей быстро увеличивается рост и вес. Помимо этого «Восточные искусства» развивают в детях такие необходимые в жизни качества, как мужество, воля, упорство,... позволяют добиться больших успехов в учебе.
Итак, мы пришли к обоснованному мнению, что целесообразно ввести в школьную программу восточные единоборства в качестве системы физического воспитания. Хочу добавить, как на государственном уровне, так и на местах.
Еще в 1975 году министерством просвещения СССР была утверждена новая программа по физическому воспитанию для общеобразовательных школ нашей страны. Программой предусмотрены уроки по классической борьбе (хотя и не восточное, но единоборство — А. С.). в 7-м и 8-м классах борьбе отведено по 8 уроков, в 9-м и 10-м классах — по 10 уроков во второй четверти учебного года. К сожалению, даже это мизерное количество уроков не во всех школах можно наблюдать. Невыполнение государственных указов и постановлений давно уже стало притчей во языцех. Ожидание же рассмотрения, утверждения и постановления о внедрении новой программы может затянуться на новые годы. Поэтому может быть логичнее проявить инициативу снизу, то есть с отдельных районов, городов, школ. Понятно, что на это нужна смелость, инициатива руководства местных отделов народного образования, и наличие компетентных преподавателей.
ЧАСТЬ 2.
Восточные единоборства — как универсальная система физической подготовки ребенка.
Нужны ли детям восточные единоборства? В чем преимущества восточных единоборств перед традиционными системами физического воспитания? С какого возраста можно заниматься восточными единоборствами? Эти и подобные вопросы я часто слышу от родителей. Здесь я попытаюсь ответить на них. Начнем с пользы физических упражнений. Вот, что говорят ученые и специалисты: «...общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что с точки зрения общественного блага самой важной целью воспитания было взрастить для государства новое поколение, состоящие из сильных, красивых, смелых, ловких юношей» (Римский историк Курций). «Среди болезней детей и взрослых довольно большое распространение имеют различные респираторные заболевания, бронхиты, бронхиальная астма. Прекрасным средством профилактики является физическая культура» (Р.Е.Мотылянская, доктор медицинских наук, профессор).
«Без физических нагрузок (и довольно значительных) не воспитаешь человека крепким и выносливым: а ему, этому человеку, не сохранить в будущем здоровье». (Ю. П. Власов, чемпион мира, олимпийских игр по тяжелой атлетике).
«Биологическое здоровье человека» зиждется на физических усилиях, сопротивлении холоду и жаре, голоду и микробам... Излишне защищать необходимость физкультуры вообще. Могу повторить лишь трафаретные обоснования. Укрепляет мускулатуру, сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благоприятно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Возрастные границы физкультуры — от младенцев до стариков». (Н. М. Амосов, академик, хирург, пропагандист здорового образа жизни и активного долголетия).
Я надеюсь, что столь единое мнение таких казалось бы разных людей убедило читателя в пользе и необходимости занятий физической культурой.
Заниматься должны не только дети, но и взрослые. Последние начнут возражать, мол после работы и так уставший приходишь, а тут еще спорт. Но послушаем мнение физиолога И. М. Сеченова: «Последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе». Преимущества активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых (М. Е. Маршак, В. В. Розенблат, Н. В. Зимкин).
Теперь перейдем к разговору о преимуществах восточных единоборств (в частности о каратэ-до), как наиболее распространенных, известных и имеющих продуманную систему обучения, включающую в себя как традиционные, так и современные методики.
В каратэ-до в основном превалирует ударная техника, то есть наносятся удары руками и ногами, иногда проводятся броски.Вот, что пишет о пользе каратэ мастер Итосу Анко: «Занимающиеся каратэ обычно наслаждаются долгой и здоровой жизнью благодаря своим упорным тренировкам. Практика каратэ укрепляет мышцы и кости, улучшает внутренние органы и регулирует обращение крови».
Вот мнение современных мастеров восточных единоборств: «В спорте значительное внимание уделяется развитию отдельных качеств спортсмена (силы, выносливости, скорости, реакции и т. п.). Им посвящаются научно-методические труды, под них подстраивается процесс обучения. В тоже время способы интеграции этих качеств гораздо меньше изучены и во многом зависят от эмпирических находок тренеров или наиболее одаренных спортсменов. В дальневосточных боевых искусствах изначально весь процесс обучения нацелен на создание психофизического ансамбля, достижения гармонии нужных качеств. Единство тела, техники и духа позволяет мастеру боевых искусств быстро мобилизоваться в нужный момент и действовать с большой эффективностью». (В. П. Фомин, И. Б. Линдер, «Диалог о боевых искусствах Востока»)
О преимуществах занятий восточными единоборствами мы поговорили. Рассмотрим следующий вопрос. Нужно ли детям заниматься восточными единоборствами? Еще А. В. Луначарский в свое время сказал: «Правильно поставленный бокс может быть нам чрезвычайно полезен».


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Суперкаратэ


 
Hosted by uCoz